Агентство Interbrand, зарекомендовавшее себя как эксперт на рынке брендов, составило очередной рейтинг самых лучших и дорогих торговых марок в мире. Бессменным лидером в течение 10 лет, возглавляющим список из 100 компаний, является американская Cоса-Cola. Сюрприз преподнесли бренды Google и Apple, подорожавшие на треть. А вот любителей финской Nokia ждет разочарование, престиж этой марки сократился на 15 процентов.
Топ-10 брендов (млрд. долларов)
1. Coca-Cola - 70,452
2. IBM - 64,727
3. Microsoft - 60,895
4. Google - 43,557
5. GE - 42,808
6. McDonald's - 33,578
7. Intel - 32,015
8. Nokia - 29,495
9. Disney - 28,731
10. HP - 26,867
Десятый раз подряд список возглавил американский концерн Coca-Cola - торговая марка крупнейшего производителя безалкогольных напитков стоит, по оценкам экспертов Interbrand, 70,452 миллиарда долларов. Стоимость всемирно известного бренда растет год от года, по сравнению с 2009-м цена Cоса-Cola увеличилась всего на 2 процента, но и этого оказалось достаточно, чтобы компания осталась на вершине.
Несмотря на то что тройка лидеров в рейтинге этого года осталась неизменной, концерну Coca-Cola все-таки стоит опасаться своих ближайших преследователей - крупнейших в мире производителей и поставщиков программного обеспечения IBM и Microsoft. Стоимость обоих брендов за год увеличилась на более ощутимые 7 процентов и составила 64,727 и 60,895 миллиарда долларов соответственно.
Взлеты и падения
Наиболее значительный прыжок в первой десятке
совершила поисковая система Google, оказавшись в итоге на 4 месте. По
мнению Interbrand, торговая марка поисковика стоит в
нынешнем году 43,557 миллиарда долларов, что на 36 процентов
больше прошлогоднего показателя. В 2009 году Google, кстати, также
отметился резким подорожанием - на 25 процентов, переместившись с
10 на 7 позицию.
Впрочем, популярность и дороговизну Google подтверждают и другие рейтинги. Так, например, в списке самых дорогих брендов BrandZ Top-100 Google уже четвертый год подряд является лидером. В 2010-м британская исследовательская компания Millward Brown Optimor оценила торговую марку крупнейшего в мире поисковика в 114,26 миллиарда долларов. Интересно, что рыночная капитализация компании, занимающей 85-процентную долю в глобальном интернете, по итогам 2009 года составляла всего лишь на 36 миллиардов больше.
С 20 на 17 строчку рейтинга перебралась компания Apple, улучшив свой результат на 37 процентов. Бренд Apple за счет рекордных продаж смартфонов и планшетов набирает все большую
популярность среди потребителей и оценивается специалистами Interbrand в 21,143 миллиарда долларов.
Самым печальным этот год оказался для американского производителя мотоциклов Harley-Davidson. Бренд потерял 24 процента от своей прошлогодней стоимости и в текущем году оценивается всего в 3,281 миллиарда долларов. Стоимость торговой марки Harley-Davidson снижалась на протяжении трех лет, главным образом из-за сокращения продаж мотоциклов.
Существенно сдал свои позиции и японский производитель автомобилей Toyota,
который подешевел на 16 процентов. Теперь бренд стоимостью 26,192
миллиарда долларов располагается на
11 месте. В 2008 году компания являлась лидером на рынке
автопроизводителей, что, к сожалению, только осложнило возвращение
Toyota на докризисный уровень.
Тенденции
Ситуация с упомянутыми выше авто- и мотопроизводителями характеризует общее ухудшение автомобилестроительного сектора. Данная тенденция стала очевидна в 2009 году, когда бренды Mercedes, BMW и Honda подешевели на семь процентов, Ford - на 11 процентов, а Harley-Davidson - сразу на 43. Снижение совокупной стоимости автомобильных торговых марок, представленных в рейтинге, составило 4 процента.
С другой стороны, финансовый сектор, показавший в прошлом году наихудшие показатели, в текущем начал явно восстанавливаться. Совокупная стоимость брендов финансовых институтов увеличилась на 26 процентов, тогда как в 2009-м сократилась на 40 процентов. Так, бренд британской банковской группы HSBC подорожал на 10 процентов, американского Morgan Stanley - на 8 процентов, немецкой страховой компании Allianz - на 28 процентов.
Неоднозначная ситуация сложилась с производителями электроники. В то время как бренды Samsung и Canon (11и 10 процентов соответственно) продолжают расти в цене, Sony, Dell и Nokia теряют свои позиции (5, 14 и 15 процентов). Так, снижение доли последнего на рынке мобильных телефонов и смартфонов привело не только к падению стоимости бренда, но и смене руководства компании. Генеральный директор Nokia Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo) собирается покинуть свой пост 21 сентября, а заменит его бывший руководитель бизнес-направления Microsoft Стивен Илоп (Stephen Elop).
Самыми стабильными оказались потребительские бренды,
выпускающие недорогую продукцию и ориентированные на небогатых
покупателей. К ним относятся сеть магазинов одежды H&M,
прибавившая 5 процентов, испанская Zara - 10 процентов,
французская компания L'Оreal - 3 процента, американский производитель
косметики Avon - 3 процента.
В рейтинге Best Global Brands, к сожалению, не оказалось ни одной российской компании, хотя в BrandZ Top-100 Россию представляли два сотовых оператора - МТС и "Вымпелком". Тем не менее, российская аудитория вскоре сможет узнать об отечественном рынке брендов, поскольку, как отмечается на сайте Interbrand, работа над рейтингом Best Russian Brands 2010 сейчас в самом разгаре.